Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 19:12

МБДОУ д/с № 1 «Аленушка» г.Нефтекумск

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Работа с детьми с ОВЗ

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2020 учебный год

      Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021 учебный год

Программа взаимодействия с родителями детей с ОВЗ "СемьЯ" 

Цель: создание условий для образования родителей педагогической грамотности, связанной с образовательными потребностями ребенка с ОВЗ.

Задачи:

1. Создать единую систему воспитания ребенка в ДОУ, семье и социуме.

2. Оказывать актуальную консультативной и методической родителям в воспитании детей с ОВЗ на основе широкого использования педагогики, отечественного опыта семейного воспитания.

3.Повысить авторитет и ответственность семьи в воспитании детей, мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций

4.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

5.Формировать позитивные формы общения.

Участники программы: педагоги ДОУ, воспитанники ДОУ, родители (законные представители), сетевые партнёры.

Целевая аудитория: воспитанники ДОУ с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители)

 

Родительское собрание «Стили воспитания в семье и личность ребенка, или Что посеешь, то и…»

Тест «Определение собственной стратегии семейного воспитания»

"Дошкольники с ОВЗ- какие они?"  (консультация для педагогов ДОУ)

"Организация взаимодействия ДОУ с родителями, имеющими детей с ОВЗ" (консультация для педагогов ДОУ)

Конспект занятия-встречи с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ "Давайте познакомимся"

 

Консультация для педагогов:

«Организация работы педагогов в ДОУ

 с  детьми с нарушением зрения»

Если  в группе появился ребенок с нарушением функций зрения и   врач-офтальмолог определил зрительную и физическую нагрузку  ребенку на основе его диагноза, вторичных отклонений, индивидуальных особенностей развития и дал рекомендации педагогам, то с  начала учебного года воспитатели:

- определяют местоположение ребенка на занятии;

-осуществляют подбор  коррекционного, развивающего и  демонстрационного материала в соответствии со зрительными нагрузками;

- составляют план (график) индивидуальной работы  с ребенком в

соответствии   со зрительной   нагрузкой ребенка.

Предметно-развивающая среда в группах и кабинетах также отличается коррекционной направленностью:

-на потолке расположены многофункциональные зрительные ориентиры, которые используются для гимнастики глаз, для развития ориентировки в пространстве и т. д.

-свободные стены и даже двери используются для оформления на них  офтальмотренажеров: различных лабиринтов, схем для рассматривания, упражнений в развитии глазо-двигательных мышц;

-отдельным блоком выделено место для сенсорного материала  (различная мозаика, бусы, шнуровки, вкладыши и т. д.,  с которым дети занимаются в течение дня  после проведения  занятий.

Любое занятие начинается с правильного размещения:

- дети с низкой остротой зрения занимают первые места;

- при сходящемся косоглазии ребенка следует посадить в центре;

- при разной остроте зрения, а также при окклюзии ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям

- для выполнения зрительной работы вблизи, плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной, в зависимости от вида косоглазия: - при расходящемся косоглазии – горизонтальная;

- при сходящемся – вертикальная;

- при близорукости, глаукоме – вертикальная;

- при дальнозоркости – горизонтальная;

- для зрительной работы отдельных детей должна постоянно использоваться подставка для книг, конторка, фланелеграф, мольберт (сходящееся косоглазие)

- обязательной частью любого занятия является проведение физминутки или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз через каждые 10-15 минут зрительного напряжения. Можно использовать следующие упражнения: «Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев), вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел».

- на фоне общеукрепляющих упражнений следует использовать упражнения, направленные на улучшение кровообращения всех структур и оболочек органа зрения. Например: «Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают веками), закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрят влево, вправо), ветер тише, тише, тише (медленно приседают, глаза опускают вниз), деревца все выше, выше. (встают, глаза поднимают вверх).

- при проведении физкультурных занятий воспитатель должен предусматривать ограничение некоторых видов двигательных упражнений: отдельным детям противопоказаны прыжки, наклоны головы и туловища, подъем тяжестей и т.д. При этом более широко используются сохранные анализаторы: например, для слуха – звуковые маячки, для цветовосприятия – как сигнальные знаки – яркие цветные полосы на беговой дорожке, на месте отталкивания (при прыжках) и т.д.

- планируя прогулку, воспитатель также должен учитывать зрительные возможности воспитанников: ребенка с низкой остротой зрения нужно поставить в паре с лучше видящим ребенком; при разной остроте зрения обоих глаз ребенка нужно поставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза; ребенку со светобоязнью следует одеть светозащитные очки или головной убор с козырьком, с полями, которые будут препятствовать прямому попаданию солнечных лучей в глаза.

- на любых занятиях максимально используются сохранные анализаторы.

Дети с нарушениями зрения и часть детей с отклонениями речи, слуха при нарушении зрения идут учиться в массовые школы: их зрительные возможности позволяют это. Однако в настоящее время каждый третий выпускник школы имеет снижение зрения, начало которому заложено еще в дошкольном или начальном школьном возрасте. В связи с этим воспитателям крайне необходимо овладеть научными знаниями о гигиене, охране, коррекции отклонений органов зрения.

Опыт показывает: воспитатель ДОУ не знает элементарных рекомендаций по охране зрения, в том числе таких: свет должен падать на рабочую поверхность ребенка слева (если ребенок правша). Кому-то этот свет мешает, кому-то его будет не хватать: в первом случае ребенка нужно посадить подальше от света, а во втором случае – необходимо дополнительное освещение рабочей поверхности (настольная лампа) на фоне общей освещенности.

Дидактический материал и наглядные пособия готовятся для всех детей одинаково, однако они будут восприниматься по-разному и, соответственно, с разным успехом. Для примера разберем следующую ситуацию: в группе три ребенка носят очки. Представление об этих детях одинаковое -  нарушенное зрение. Но у одного ребенка близорукость, у второго дальнозоркость, а у третьего косоглазие. Каждый из них нуждается в индивидуальном, дифференцированном подходе. Для ребенка с близорукостью не показана работа, связанная с необходимостью различать мелкие детали. Ребенку с косоглазием, наоборот, рекомендуются мелкие мозаики, конструкторы, лабиринты, различение картинок по разным и одинаковым деталям, ребусы и т. п. Ребенок с дальнозоркостью легче будет воспринимать наглядность на доске.

При чтении и письме близорукому ребенку необходима подставка. Для ребенка с косоглазием можно использовать горизонтальную рабочую поверхность или вертикальную: это зависит от вида косоглазия (сходящееся или расходящееся). В процессе занятий изобразительной деятельности дальнозоркий ребенок, ребенок с амблиопией может использовать карандаши, а ребенку с близорукостью показаны фломастеры.

Особые требования предъявляются к наглядному материалу:

- наглядность должна быть более крупной для фронтальных демонстраций (изображение предмета не менее 20 см) и строго дифференцированной для индивидуальной работы (в зависимости от остроты зрения и диагноза);

- рекомендуется широко применять объемные и реальные предметы;

- у детей со зрительными нарушениями темп занятий должен быть снижен: таким детям требуется больше времени для рассматривания и осмысления изображения;

- при демонстрации цветных изображений следует использовать яркие, насыщенные, контрастные, натуральные цвета (помидор - красный, огурец - зеленый, репка  - желтая и т. д.).  Зрительное восприятие ребенка нарушено из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта»;

У слабовидящих детей страдает цветоразличение:

- дети плохо воспринимают предметы белого цвета;

- цвета, наиболее благоприятные для сетчатки глаза: оранжевый, синий, зеленый, коричневый;

- красный цвет следует использовать в меру, т. к. он вызывает напряжение и раздражение глазных мышц:

- при работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета;

- при использовании дидактического материала следует учитывать не только размер и цвет, но и контрастность фона, четкость контура;

- для детей с высокой амблиопией нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, с нечетким контуром.

Это основные офтальмологические рекомендации для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрительного восприятия.

Основная масса воспитателей ДОУ не имеет достаточной квалификационной подготовки для работы с детьми при отклонениях в развитии и нуждаются в повышении профессионального уровня. Это не значит, что воспитатель должен уметь ставить диагноз. Он должен:

- грамотно использовать в учебно-воспитательной работе сведения о  ребенке с нарушением функций зрения;

- знать физиологические и возрастные особенности его развития.

уметь видеть отдельные признаки (симптомы) отклонений зрительного восприятия.

Данные рекомендации позволят педагогам и воспитателям проводить коррекционно-педагогическую работу на достаточно высоком профессиональном уровне.

 

                                                                                                                                                           Педагог-психолог

                                                                                                               Н.Д.  Дыба

 

Рекомендации родителям и педагогам

«Особенности проведения зрительной гимнастики

детьми с нарушениями зрения»


          Насколько большое значение имеет проведение зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения? Чтобы выяснить это, необходимо обратиться к анатомии органа зрения, а именно к глазным мышцам- наружным и внутренним.

Наружные мышцы глаза (их шесть или три пары) придают глазам положение и фиксируют глаз, способствуют правильной установке зрительных осей, т.е. направляют взгляд вверх, вниз или в любую сторону. Нормальная работа глаза требует его подвижности. Глазодвигательные мышцы, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность.

Ко второй группе мышц глаза относятся те, которые растягивают и выгибают хрусталик, позволяя видеть вблизи и вдали. При длительной работе вблизи, например, при письме, при работе в тетрадях  эти мышцы находятся в постоянном напряжении, которое может привести к спазму аккомодации. Это, в свою очередь, может способствовать развитию близорукости. Следовательно, и эти мышцы следует укреплять и тренировать, и давать им отдых.

Таким образом, зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения.

Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.

Необходимо отметить, что есть ряд врачей, которые считают зрительную гимнастику средством лечения глазных заболеваний: астигматизм, близорукость, дальнозоркость и др. К ним относятся Уильям Бейтс, разработавший в 20-е годы двадцатого века комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения.

Официальная наука не считает гимнастику средством лечения глазных болезней, но признаёт её огромное влияние на профилактику их и снятие зрительного утомления.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Важно проводить гимнастику индивидуально, в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности воспитателями зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде.

Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.

Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п. необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы.

Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т.п.

Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.

 

ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ  ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.

 

1. Голова неподвижна,  двигаются только глаза:

  * вправо – влево;  - вверх – вниз;

  * далеко – близко (удалять и приближать предмет);

  * по кругу: слева – направо, справо-налево;

  * по диагонали : снизу – вверх,  сверху – вниз.

 

2. Пальминг.  Не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления. Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос.  Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)
 

 3. «Замечаем пальчики».   Локти ставим на стол, ладони рук по обеим сторонам от лица. Шевелим пальцами на обеих руках, глядя перед собой.  Смотрим перед собой, но краем глаза (периферическим зрением) видим движения пальцев. По расфокусированному взгляду ребёнка видно, получается ли упражнение. Проводить после зрительной работы вблизи.

 4. Тренировка внутренних мышц глаза – перевод взгляда с одного объекта, находящегося на расстоянии 1 метра, на дальний объект – крышу дома, облака, макушку дерева и др.

 «Одень  взглядом ёлку на участке в бусы» движением  сверху-вниз и по диагонали.

5.  «На что похожи облака?» - взгляд вверх и вдаль. Однако, не допускать попадания прямых солнечных лучей в глаза.

 

Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питание глаз и лечение близорукости (метод Бейтса).

 

 1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

 

 2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего - в правый нижний. Повторить не менее 10 раз.

 

 3. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 5 раз.

 

Упражнения на укрепление наружных мышц глаза.

 

1. В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с  пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить! 0-12 раз).

2. Круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз).

3. Частое моргание в течение 20 секунд.

  

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz