Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.05.2024, 07:14

МБДОУ д/с № 1 «Аленушка» г.Нефтекумск

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Опыт работы

Опыт работы по теме "Инновационные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста"

Я, Алабина Светлана Владимировна, воспитатель МКДОУ д/с №1 «Алёнушка». Имею высшее образование, высшую квалификационную категорию. Педагогический стаж работы 15 лет. Желание испытывать удовлетворенность от своей деятельности, радость от общения с детьми, ответственность за результат своего труда подталкивает на творческий поиск новых путей, форм и методов воспитания и обучения воспитанников.

Но особое внимание уделяю разделу программы – развитие речи детей, т.к. дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Особое внимание уделяю развитию устной монологической речи, т.к. ее развитие закладывает основы успешного обучения в школе и именно этот раздел программы по развитию речи является проблемным, что подтверждает анализ результатов выполнения образовательной программы и в детском саду в целом.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка, а это основные задачи развития речи детей дошкольного возраста. Долг воспитателя научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли.

Это и подтолкнуло меня на поиск путей и способов более эффективных, облегчающих путь познания, на то, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она была радостной и желанной и обеспечивала “психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению” (В.В. Давыдов.) Использовала богатую палитру методов и приемов – это и художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, методику Дж. Родари (карты Проппа), театрализованную деятельность, универсальную методику работы со сказкой  Фесюковой, методику, направленную на развитие творческого воображения технологию развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко и другие.

Развитие связной речи в первые годы жизни ребенка происходит в двух основных аспектах: совершенствуется способность к пониманию устных развернутых высказываний, и расширяются возможности передачи собственных мыслей в речевой форме. Развитие активной речи происходит в процессе беседы, рассматривании игрушек и картинок и др., именно этот период считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и ее связности. Поэтому работа по развитию речи в I младшей группе строилась и проводилась с учетом этих особенностей. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, прибауток, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр и др.

Основной для ребенка третьего года жизни является также сюжетно-отобразительная игра. Поэтому важно включение в педагогический процесс элементов драматизации, пластических упражнений в разнообразные виды деятельности, организация ряжения, разыгрывание взрослым инсценировок по мотивам сказок, импровизация с вовлечением детей, просто драматизация сказок, настольный и кукольный театр. Все эти методы и приемы я использовала в своей работе.

Далее я ввела прием рассказывания по набору предметных картинок (их давалось не более трех). Это прием совместного рассказывания с взрослым. Я начинала вести рассуждения, а дети, ориентируясь на картинки, добавляли нужные в данный момент слова.

Знакомя детей данного возраста со сказками помимо настольного и кукольного театров, ряжения, элементов драматизации, я использовала элементы моделирования сказки. Персонажи сказки преподносились детям в качестве образов, изображенных схематически, т.к. детям легче усвоить образное содержание сказки, н-р, нарисовав кружку ушки, ребенок видит в нем не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы и т.д.

Проводилась и большая работа с родителями в этом плане: познакомили родителей с задачами и способами обучения, представили их вниманию наглядный дидактический материал, показывали видеозаписи фрагментов занятий, т.е. активно приобщали их к сотрудничеству и многие родители с желанием откликались.

Работа во II младшей группе подразделялась на несколько этапов. На первом этапе привлекала внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки в играх: “Узнай по описанию”, “Угадай, что за зверь?”, ”Угадай игрушку”, предлагала детям найти описываемые объекты. Для упорядочивания самостоятельного повествования о предмете использовала простые, доступные пониманию детей данного возраста схемы описания.

Формировала умение видеть начало и конец действий, этому способствовали задания на раскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательности. В играх “Скажи, что сначала, что потом?”, “Добавь слово” дети учились называть предшествующие и последующие события.

На II этапе темой занятий было развитие навыков самостоятельного описания (игры “Магазин”, “Загадки”). Предлагала ребенку схему описания. Она рассматривалась как план рассказа.

Формирование навыков повествовательной речи происходило в играх типа “Кто знает, тот дальше продолжает”, основной задачей которых было составление совместно с воспитателем сюжетных рассказов.

На III этапе совместная деятельность взрослого с ребенком принимала более разнообразные формы. Дети подводились к самостоятельному, развернутому высказыванию в игре. Проводились игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок.

Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Вне занятий я ввела такой прием как рассказывание о своей любимой игрушке. К этой работе я приобщила и родителей, но перед этим, конечно, было проведено родительское собрание на тему о роли развития речи ребенка, обогащении его словаря. Просила родителей помочь ребенку выбрать игрушку, побеседовать о том, почему он выбрал эту игрушку, почему она ему нравится, рассмотреть внимательно игрушку, помочь ребенку рассказать о ней, описать ее.

Далее я использовала прием составления совместного описательного рассказывания (по методике О. С. Ушаковой). Особенность и эффективность этого приема в том, что обучение велось в таком направлении: вариативность, совместное составление предложений, введение синонимической замены слов и предложений. Дети активно включались в этот процесс, учились интонационному завершению предложений. Для закрепления полученных знаний и в помощь обучению рассказыванию оформляла для детей большое пано о жизни животных в разное время года. Использовала при этом картинки из различных журналов и книг, но важно, чтобы картинки были яркими, профессионально нарисованными с выражением эмоций, что расширяет тему рассказывания, но ни в коем случае не сказочных персонажей, чтобы не уводить детей от реальности.

После опыта с описанием игрушек, дети уже довольно четко могли дать описание животного и делали это с большим удовольствием. Причем связность рассказывания здесь упорядочивалась схемой-подсказкой, на которую опирались дети при рассказывании и не ждали моей помощи, с которой я конечно и не спешила.

Далее ту же работу стала проводить и с неодушевленными предметами: овощами, фруктами и т.д. при этом также используя схемы - подсказки. При этом опять же использовала иллюстративный материал, опиралась на жизненный опыт детей, на их сенсорные способности: пробовали на вкус, вспоминали что готовят, где растет, какой на ощупь. Здесь уже в словарь ребенка вводились новые слова: описание не только цвета, но и формы, вкуса

Проводилась немаловажная работа и по ознакомлению с художественной литературой. А в этом возрасте велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Чтобы облегчить детям понимание и запоминание текста, я стала применять прием с использованием мнемодорожек (элементы мнемотехники), а затем уже и мнемотаблиц. Эта технология хорошо изложена в разработке Т.В. Большевой “Учимся по сказке”. Этот прием облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Далее я стала сама придумывать и составлять мнемодорожки для обучения творческому рассказыванию детей, т.к. мнемодорожки задавали целостность рассказывания, упорядочивали его.

Также мнемодорожки использовала при рассказывании о временах года, что также значительно облегчало связность и последовательность изложения.

Наряду с элементами мнемотехники использовала методику развития творческого воображения под редакцией О.М. Дьяченко. Далее при работе со сказками использовала прием “проживания сказки”, вот именно “проживания” сказки. Многие сказки уже были знакомы детям, но знакомы только по содержанию. Моя же задача была ввести детей в сущность сказки, т.е. научить детей понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняли, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставила детей на место героя сказки, спрашивала о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации, конечно при этом направляла детей, подсказывала им.

В средней группе надо было делать новый шаг, надо придумать что-то такое, что было бы интересно детям и в то же время ставило перед ними новые задачи. Теперь можно придумать целостную ситуацию, ввести ее в несложный сюжет, включить ее в свою выдумку, хотя еще и с опорой на наглядную реальность, т.е. продолжается работа, совмещающая развитие воображения и связной речи детей. Детям давала следующие задания, направленные на представления и придумывания целостной ситуации с опорой на наглядную реальность, при этом использовала прием: вы будете придумывать, а я буду рисовать.

Далее в работе продолжала использовать и элементы мнемотехники, но они уже естественно усложнялись по сравнению с предыдущим учебным годом. Мнемотаблицы и мнемодорожки становились объемнее, сложнее. В результате рассказывания по ним от детей требовалось составление уже более развернутых высказываний и рассказов. В рассказах закреплялись характерные особенности времен года и последовательность сказочных сюжетов.

При работе со сказкой в этом возрасте также использовала следующие приемы: по технологии Дж. Родари (т.е. события в сказке излагались в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводились новые персонажи или другие объекты). Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения уже знакомой сказки.

Далее при обучении связному рассказыванию о животных, овощах, фруктах, временах года использовала схемы для обучения рассказыванию, уже более усложненные, требующие более развернутых описаний предметов, включающих описание новых качеств и свойств предметов. Схемой задавался наглядный план для рассказывания об объекте.

Главным направлением в работе по развитию речи старшего дошкольного возраста во всех вариативных программах являются – развитие связной речи, речевого творчества и выразительности речи. В этом возрасте важно, чтобы на занятиях ребенок занимал позицию активного творца, созидателя. Самое главное – вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности.

Занятия по развитию речи будут более эффективными, если творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она была радостной и желанной. Поэтому при составлении конспектов занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим я включала элементы ТРИЗ. Очень важно, чтобы дети усваивали предложенный материал. Нужно помнить, что в школе им придется запоминать слова, предложения, тексты, различные правила, схемы, формулы и т.д. Это потребует большого напряжения. Поэтому необходимо специально развивать память детей-дошкольников. Поэтому продолжаю использовать в работе элементы мнемотехники, но уже немного в другом качестве, раньше я использовала мнемодорожки и мнемотаблицы, теперь же составляем схему-модель. Схема-модель – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание описательного рассказа.

Использую на занятиях и метод каталога при составлении рассказов о чем-либо или о ком-либо. Суть данного метода заключается в том, что из любого сказочного текста выбираются случайные слова, которые показывает сам ребенок, которые затем становятся опорными для составления определенного сюжета – сказки. При этом задача ребенка заключается в том, чтобы из данных слов составить сюжет, согласовав их правильно и правильно построив предложения.

Также продолжала использовать в работе по развитию связной речи алгоритм составления описания предметов в играх: “Угадай, какой предмет загадан?”, “Что предмет расскажет о себе?».

Для формирования навыков описательной и повествовательной речи по одиночным картинкам использовала игру “Стоп-кадр”, целью которой является формирование навыков составления связного рассказа по сюжетной картинке. Здесь перед детьми ставится более сложная задача, чем при составлении рассказа по серии картинок. Трудность заключается в необходимости создать на основе свернутого сюжета развернутое подробное повествование, т.е. придумать возможную завязку, представить себе развитие событий на каком-то временном отрезке и найти концовку рассказа. Иначе говоря, это задание опирается на творческие способности ребенка и развивает их. Эти задания целесообразно проводить после того, как проведена работа по серии картинок.

В решении перечисленных проблем призвана помочь, и помогает новая творческая методика работы со сказкой, разработанная педагогом Л.Б. Фесюковой. В данной методике используется творческое наследие Д. Родари, ТРИЗ и собственный опыт автора. В этой методике на конкретных увлекательных примерах описываются нестандартные методы и приемы работы со сказкой. Идею методики помогают раскрыть оригинальные иллюстрации, а к некоторым произведениям предлагаются схемы и модели, отражающие идею сказки.

Л.Б. Фесюковой разработана специальная универсальная схема работы со сказкой. Она выглядит следующим образом.

Название сказки.

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руки

Для развития речи хорошо прибегать к испытанному методу – придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения.

Важным также является и воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой:

  • найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
  • сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе – длиннохвостая, пушистохвостая);
  • разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука – мука);
  • объяснить происхождение слова (например, закоулочки).

Сказка должна способствовать и общению. Для этого можно использовать игру “Интервью”. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.

Была намечена и проведена большая работа с родителями в этом плане – это и проведение семинара-практикума по развитию речи, совместные развлечения и викторины по литературным произведениям, олимпиада по развитию речи, конкурс чтецов, в котором совместно с детьми участвовали и родители

В заключении хочу отметить, что в результате проделанной работы я овладела следующими технологиями:

  • Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения)
  • Моделирование
  • Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко
  • Составление сказок с использованием карт Проппа
  • Технология развития связной речи методом сказкотерапии Шороховой
  • Синквейн
  • Использование Су-Джок терапии в развитии речи детей
  • Ситуация ”проживания”
  • Коммуникативные технологии (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры) и т.д.
  • Организация творческого поиска
  • Метод аналогий

Подводя итог своей работы можно сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике.

В заключении хочется отметить еще то, что использование инновационных технологий в педагогической деятельности считаю важным и обоснованным, т.к. время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность, поэтому важно совершенствовать методы и приемы обучения и воспитания детей именно сейчас в дошкольном возрасте. Нетрадиционные формы работы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют.

В связи с накопленным педагогическим опытом работы и высокой результативностью планирую обобщить свой опыт работы и транслировать его среди педагогов ДОУ и района.

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz