2021-2022 учебный год
2020-2021 учебный год
Буклет "Автоматизация звуков в чистоговорках"
Конспект индивидуального занятия с ребенком "Животные и среда обитания"
Еженедельный информационный листок для старшей группы
Еженедельный информационный листок для подготовительной к школе группе
Этапы усвоения детьми трудных звуков
Изучив примерные сроки усвоения детьми «трудных» звуков речи, рассмотрев этапы их формирования, родители могут попытаться обследовать речь своего ребенка- если в процессе обследования вдруг возникнут какие-то сомнения в том, правильно ли у него все получается, можно обратиться за консультацией к логопеду.
Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте
С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся по русскому языку. При дисграфии дети в младших классах с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы, слоги, у них непонятный почерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы. У многих детей наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе особого внимания, но в дальнейшем приводит к появлению этих специфических ошибок на уроках русского языка.
2019-2020 учебный год
Конспект мастер-класса "Логопедические игры на кухне"
Буклет с рекомендациями для родителей.
Логопедическая олимпиада для детей подготовительной группы
Дистанционные домашние задания для воспитанников логопункта . Тема "Весна"
Лексическая тема "Домашние животные"
Свидетельство о публикации методического материала в журнале Няня.РФ
Портфолио учителя-логопеда Шагровой Ирины Анатольевны.
Использование нетрадиционных пособий в логопедической практике.
В работе логопеда умение делать что-то своими руками одно из важных условий успешной работы. На прилавках книжных магазинов встречается множество развивающих речь дидактических игр, пособий, наборов картинок, лото и т.д., которые успешно используются в работе логопеда. Но, как правило, эти пособия нужно адаптировать, дополнять, изменять и дорабатывать. На протяжении многих лет мне приходилось заниматься изготовлением картинного материала, всевозможных касс букв, карточек и т.п. Воспитатели и логопеды меня поймут, сколько игр и пособий нам приходится вырезать, клеить, собирать... Это не всегда связано с недостатком средств на необходимые игры, пособия, часто в продаже просто нет нужных игрушек.
Интернет изобилует интересными идеями создания пособий из различных материалов, но мое внимание привлекли именно фетровые. Читая отзывы рукодельниц, я поняла, что именно в этом я смогу реализовать свой творческий потенциал. Фетр очень благодарный материал, который очень легко шить как в ручную, так и на швейной машинке, не требующий обработки краев. Я использую не самый дорогой фетр, не сильно жесткий. Именно из него получаются самобытные и оригинальные дидактические игры и развивающие книжки для логопедических занятий или просто занятий по развитию всех сторон речи. В своей логопедической коррекционной работе я использую дидактические игры и многофункциональные пособия из фетра, которые позволяют развить сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, дают возможность скорректировать речевые нарушения, улучшить память, тактильные восприятия, внимание, восприятие, развить творческие способности детей.
Предлагаю вашему вниманию разработанные игры, которые я использую в работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.
Представленные игры способствуют улучшению речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания.
Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое занятие и постоянно пополнять.
Ценность этих дидактических игр заключается в том, что они могут использоваться и в кабинете логопеда, и в работе воспитателей, и в самостоятельной деятельности детей, а также дома. Таким образом, игры сделают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг дошкольников.
Для детей раннего возраста я изготовила пальчиковые дорожки тренажеры-массажеры с целью развития мелкой моторики. Сначала указательным и средним пальчиками одной руки (ведущей), потом другой «шагать» по пуговицам и проговаривать одновременно слогопесенки, логорифмовки, или потешки, четверостишия.
Набор букв из фетра на магнитах по методике «От звука к букве», «От слова к предложению» Е.В.Новиковой для работы по подготовке к обучению грамоте. Буквы можно использовать при обучении синтезу и анализу слогов, слов.
Игра «Сосчитай-ка» представляет собой набор карточек с цифрами от одного до пяти, а так же карточек с предметами разного количества ( я использовала пуговицы) и обучает согласованию порядковых числительных и имен существительных.
Игра «Расскажи-ка» способствует развитию связной речи. Рассматривая фигурку животного, дети обучаются составлению описательного рассказа.
На каждой неделе учебного года изучается новая лексическая тема. Так, к теме «Домашние животные» был изготовлен комплект домашних животных с их детенышами.
Дети с удовольствием играют в театрализованные игры. В связи с этим возникла потребность в создании сказки «Репка». Я с успехом использую ее с целью развития связной речи, а так же практического усвоения детьми творительного падежа имен существительных с предлогом, автоматизации поставленных звуков ( Ш, Р, Рь ).
На семинарском занятии по теме: «Использование оздоровительных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в логопедической образовательной деятельности на материале лексической темы: «Животные и среда обитания» я использовала свои пособия из фетра : «Оцени свое состояние «Полет аистенка» , фигурки животных жарких, холодных стран, а так же карточки-символы среды обитания. А к авторской подвижной игре по мотивам сказки «Кот, петух и лиса» мною были изготовлены маски из фетра.
Подвижная игра-логоритмика по мотивам сказки «Кот, петух и лиса» с использование масок из фетра.
Дрозд, петух и кот втроем ( в кругу дрозд, петух, кот)
Жили в домике своем.
Кот и дрозд постарше были,
На охоту уходили, (дрозд и кот выходят за круг)
Ну а Петя-петушок
Сядет в доме на шесток. ( петушок приседает)
И сидит вот так весь день.
Ждать друзей своих не лень.
Лишь уходят на охоту,
Тут лиса бежит к воротам: (лиса подходит к замкнутому кругу)
-Петя, Петя- петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!
Петушок выбегает из круга, а лиса догоняет. Если лиса догонит петушка, кот и дрозд подходят, берут его за руки, и заводят в круг.
Я использую свои пособия, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Так, с целью обогащения словаря по теме: «Профессии» были сделаны фигурки людей разных профессий.
Упражнение в образовании относительных прилагательных и согласовании их с именами существительными в роде мне помогают выполнять фрукты , овощи и листья деревьев из фетра.
Игра «Зимующие птицы». Обогащение словаря по теме «Птицы», обучение составлению описательного рассказа о птице, заучивание наизусть стихотворения «Сельская песенка» А.Плещеева с использованием сюжетной картинки.
Сюжетные картинки из фетра я оформляю в виде книжки, которые можно разбирать и использовать как отдельное пособие, а в целом объединяться в лексическую тему.
Консультация для родителей
«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей»
Родители могут самостоятельно участвовать в построении правильной речи у ребенка. Необходимо приучать его из звуков складывать простые слова, сравнивать правильное и неправильное произношение, поддерживать его интерес к буквам и звукам. Ребенку нужно объяснять и напоминать, что говорить нужно четко и громко. Не нужно забывать, что чем обширнее словарный запас у окружающих ребенка людей, тем активнее у него развивается речь.
Но во всем нужна мера, слишком ускорять процессе следует, нагружая ребенка занятиями. Недопустимо кричать на малыша, обвинять его в неправильном произношении звуков. Это может спровоцировать обратный эффект, ребенок замкнется в себе, и найти контакт с ним будет труднее.
Логопеды и психологи, а также педагоги дошкольных учреждений рекомендуют устанавливать продолжительность развивающих занятий с ребенком 4-5 лет около 30 минут, и логопедических занятий около 15 минут. Более длительные занятия по развитию речи утомят кроху, а длительная артикуляционная гимнастика тяжела для выполнения ребенком такого возраста.
Предлагаю логопедическую игру:
«Посчитай-ка».
Дидактический материал Вы можно сделать самостоятельно: нарисовать, сделать аппликацию и т.д. Я предпочитаю пособия своими руками, сделанные мною из фетра (см. фото). Например, Вы хотите закрепить поставленный звук у ребенка. Тогда все картинки должны начинаться на заданный звук ( рак, рыба, ракета, ракушка, росток, рог, роза и т.п.), но ион должны быть продублированы пять раз. Так как ребенку нужно, во-первых, научиться проговаривать новый появившийся звук ( Р), а, во-вторых, правильно согласовывать порядковые числительные с существительными (одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб), а, в-третьих, закрепите цифры от 1 до 5, разовьете математические способности.
Итак, Вы выкладываете перед ребенком цифры, а потом показывает ему картинку с изображением, например, рыбы. Ребенок говорит: «Одна рыба». Потом показываете картинку с изображением уже двух рыб, ребенок проговаривает словосочетание: две рыбы. Затем картинка демонстрируется с изображением трех рыб и т.д.
Предлагаю более простой вариант: вы показываете ребенку карточки с изображением пяти предметов (карточка №1: пять рыб, карточка №2:пять роз, карточка №3: пять раков и т.д.), а ребенок считает, проговаривая: «Один рак, два рака, три рака, четыре рака, пять раков"
«Ребёнок и книга»
Ни для кого не секрет, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, воспитание любви и интереса к книге. Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование познавательных интересов и действий в различных видах деятельности- одни из основных принципов дошкольного образования. В соответствии с ними нашей творческой группой в составе учителя-логопеда МКДОУ д/с №1 «Аленушка» И.А.Шагровой и воспитателя старшей группы «А» Е.В.Козловой был задуман проект «Ребенок и книга», включавший в себя план мероприятий: анкетирование родителей, выставка книг в группе, выставка детских рисунков-иллюстраций к любимым произведениям, посещение центральной детской библиотеки, а так же логопедический досуг «Литературная гостиная».
Хотелось бы подробнее осветить два запомнившихся события, произошедших в жизни ребятишек старшей группы «А».
Был прекрасный ноябрьский денек. Наш путь проходил через городской парк. Внимание дошколят не обошли деревья, на которых еще кое-где краснели и желтели последние листочки. Дети с радостью останавливались возле достопримечательностей, чтобы сделать фотографию на память. Дети осознавали, что их ждет что-то новое и интересное, с радостью шли на встречу с книгами.
И вот ребятишки впервые оказались в детской библиотеке. Сколько же там книжек, какой необычный запах в библиотеке! Все это говорили широко открытые глазки и ротики ребятишек. И ожидания детей были в полной мере оправданы. Сначала добрые библиотекари провели небольшую экскурсию по библиотеке, где рассказали, как живут книги. Мы узнали, что каждый зал отвечает своей тематике. Библиотекарь в доступной форме познакомила с правилами поведения в библиотеке, в читальном зале, представила вниманию детей книги для чтения дома с родителями. Дети узнали много интересного, как можно записаться в библиотеку . Увидели и узнали, где и как хранятся книги, отгадывали загадки.
Ну и, конечно, эпогеем литературной недели явился логопедический досуг «Литературная гостиная», в котором приняли активное участие родители группы. Дети и родители узнали, что такое литература, с интересом отвечали на вопросы литературной викторины, проявили двигательную активность в игре-эстафете «Собери героя сказки», отгадывали загадки «Узнай сказку по описанию» и т.д. в конце праздника Королева Литературы в лице учителя-логопеда И.А.Шагровой вручила детям памятные книжки и сладкие призы.
Мне кажется, что поставленной цели данного проекта мы успешно добились, о чем свидетельствуют появившиеся в детской библиотеке новые формуляры, а также книги, купленные в букинистической лавке, пополнившие домашние библиотечки.
2018-2019 учебный год
Консультация для родителей "Играя, лечим"
Здоровье сберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников
/posuda.pptxПосуда
Как организовать логопедические занятия дома
Индивидуальное логопедическое занятие
Лексические темы для работы с детьми дома. Рекомендации для родителей.
2017-2018 учебный год.
Дидактический материал для развития речи детей.
Набор карточек для формирования навыка классификации предметов по сходным признакам.
Множественное число существительных.
Презентация к проекту "Осень в моём городе"
Уважаемые родители, видеоуроки учителя-логопеда помогут Вам проводить логопедические упражнения со своими детьми.
"Домашний логопед"
- Автоматизация звука "Р" в прямом слоге
- Фрагмент индивидуального занятия по лексической теме "Посуда"
Спортивно-логопедический досуг "В поисках сокровищ"