Опытно-экспериментальное исследование по проблеме «Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»
Актуальность.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что при списочном составе в 24 детей, 10 из них имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). 12 человек- средний уровень (в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий).Два человека владеет теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (дети самостоятельны в придумывании рассказов, не повторяют рассказов других детей; имеет широкий словарный запас).
Объект исследования- процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - методы и средства эффективного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель - проанализировать особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Изучить теоретические концепции развития связной речи у детей в трудах отечественных специалистов.
2. Обосновать специфику старшего дошкольного возраста как сенситивного периода развития связной речи ребенка.
3. Определить эффективность развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста путём составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
4.Разработать методические рекомендации по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития связной речи дошкольников будет протекать наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
– учета индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка;
– использования разнообразных форм, методов и приемов развития связной речи;
Методы исследования:
-педагогическое наблюдение,
-анкетирование родителей,
-диагностика развития связной речи
Этапы проведения исследования.
- Теоретический
- Констатирующий
- Формирующий
- Результативный ДАЛЕЕ